Перенесение мощей святого отца нашего Иоанна Златоустого. Мысли святителяПосле того как прошло тридцать и даже более лет со
времени кончины великого вселенского учителя, святого Иоанна
Златоустого, в городе Команах, - святейший Прокл, бывший некогда
учеником его, а затем заместителем, его престола, совершая летом, в
память его, богослужение в Великой Константинопольской церкви, произнес
слово к народу, прославляя угодника Божьего многими похвалами.
"Никто не может, - говорил он, - восхвалить святого Иоанна по достоинству, - разве только другой бы такой же Иоанн ныне явился. Подобно переполненной водами реке, память его, слагающаяся из воспоминания его бесчисленных трудов, подвигов и наставлений, напаяет души верных. В нем сияют лучи благодати Божьей, в которых одному с
ясностью является солнце Божества, другому представляется очищение
православия от ересей, иному показывается гибель идолов, для иного
обнаруживается лживость заблуждений, иной видит утверждение веры и
исправление нравов, для иного блистают небесные венцы. О, архиерей,
память которого подобна исполненному благоуханий воздуху! О, имя
Иоанново, соответствующее делам!
О прозвание Златоустым, явственно
показывающее, каким он был в проповеди слова Божьего! О, язык, высший
небес! О, учитель, распространяющий евангельские громы! Это - Иоанн,
подобный Иоанну Предтече Господнему, проповедовавшему покаяние. Тот был
проповедник, этот - богогласная труба. Тот был непоколебим, этот
непобедим. Тот - девственник, этот - защитник чистоты. Тот крестил в
пустыне, этот в городе расстилал мысленные сети.
Тот обличал прелюбодея,
этот грозно обличал хищников. Тот был брошен в темницу, этот заточен в
изгнании. Тот был усечен мечом, этот желал принять такую же смерть за
истину. Много у него было подвигов на земле; много венцов уготовано ему
на небе. Иоанн ныне взывает вместе со святым апостолом Павлом: я -
Христово благоухание (2Кор.2:15), ибо я все места очистил от
заблуждений, как бы от зловония: в Ефесе я устранил обманы Мида, во
Фригии матерь ложных богов я сделал бесчадною, в Кесарии я разорил
народные блудилища, в Сирии я упразднил богопротивные сонмища, в Персии я
посеял семя благочестия.
Повсюду я насадил корни православной веры;
весь мир посредством своего учения я просветил познанием Бога. Составляя
книги, я всюду распространил сети спасения. С Иоанном Богословом я
богословствовал о Слове Отчем. Вместе с рыбарями я бросил в мир мрежи
православия. - О, Иоанн! Жизнь твоя по истине была исполнена скорби, но
смерть твоя почетна, гроб твой славен, награда твоя велика!"
Когда беседовал так Святой Прокл в церкви, народ, горевший любовью к святому Иоанну Златоустому, не мог дождаться конца беседы, но громким голосом все, точно одними устами, взывали к святейшему Проклу, прося его поторопиться возвращением святых мощей Иоанна из Коман в Константинополь. Громкие клики раздавались в церкви так долго, что патриарх не мог окончить своей беседы. Тотчас после отпуска церковного, святейший Прокл отправился к царю Феодосию4, сыну Аркадия, внуку Феодосия Великого, и просил его о перенесении честных мощей Иоанна Златоустого, говоря: - Возврати, царь, евангельски родившего тебя святым крещением и святительскими руками внесшего тебя в церковь, как некогда старец Симеон Господа. Церковь взывает к тебе: красота моя поблекла, уста закрылись, великолепие омрачилось. Дикий вепрь растерзал пастырей Златоустовых овец, и кровожадные звери уничтожили плоды уст моих. Зависть осквернила святыню служителя моего; как в лесной дубраве секирами, отсекли его от меня и заключили его в гробе молчания. Друзья еретиков говорили между
собою: заградим уста, говорившие многое против нас. Посрамим его речи,
ибо никто уже не сможет так учить и никто уже не возразит нам. Доколе,
царь, будет враг поносить меня ради Златоустого? Возврати мне того,
который был подобием Жениха моего Христа. Даруй мне, своей матери,
твоего духовного отца. Хотя и отстранила его от меня твоя плотская мать,
но ты не следуй ее немилостивому сердцу и дурному намерению, а поревнуй
святыне духа, без которой никто не увидит Господа.
Прошла слава
Евдоксии5, а Церковь всегда пребывает. Я - твоя мать на вечные времена.
Дай мне возможность повсеместно распространять радость возвращением
Златоустого, и ты будешь иметь во мне ходатаицу о тебе пред Богом.
Приобрети душу Златоустого в качестве молитвенницы о тебе. Будь сыном
правды, утверждаемым отеческою молитвою!
Так, сказав многое от лица Церкви, он склонил царя к согласию. Были посланы в Команы почетнейшие мужи с серебряною ракою, чтобы перенести святые мощи Иоанна Златоустого с великим почетом. Когда они прибыли туда и показали царское послание команскому епископу и всему народу, наступила великая скорбь между людьми, печаль и рыдание по поводу лишения такого Великого сокровища. Народ не хотел отдавать святых мощей.
Много рассуждали по этому поводу; однако, не могли противиться царскому
повелению. Когда же посланные царем люди хотели взять из гроба святые
мощи, они тотчас стали тяжелее камня и всякой другой тяжести, так что,
при всех усилиях, невозможно было сдвинуть их с места. Посланные много
потрудились, но ничего не достигли. Поняв из этого, что святой не
соизволяет, чтобы его мощи были взяты оттуда, они тотчас письменно
известили об этом царя.
Царь, посоветовавшись с святейшим патриархом и
другими святыми мужами, понял свою ошибку, - именно, что он не с
молением, а с повелением послал взять из Коман мощи святого Иоанна. Он
задумал написать к нему послание, как бы к живому, прося прощения за
свое дерзновение и умоляя его, чтобы он соизволил возвратиться на свой
престол и утешить свое стадо. Он написал своею рукою следующее:
"Вселенскому учителю и духовному моему отцу, святому Иоанну Златоустому, Феодосий царь: твое честное тело, честнейший отец, признав как бы бездушным, подобно телам прочих умерших, я повелел немедленно перенести к нам, но не получил желаемого по причине моего недостоинства. Ныне же к тебе, как к живому, посылаю сию мою собственноручную просьбу и с верою прошу прощения мне и людям твоим. Прости мне дерзновенно предпринятое
начинание, покрыв его глубиною твоей мудрости. Ты, учивший всех
покаянию, прости кающегося. Как детям, любящим отца, возврати нам отца и
обрадуй пришествием твоим любящих тебя. Помимо великой нужды, усердно
умоляю тебя придти к нам, а не повелеваю. Не посрами меня вторично,
честнейший отец! Даруй себя желающим тебя видеть: возвратись с миром к
себе, и свои примут тебя с любовью".
Написав это послание, царь отдал его скороходам и повелел, открыв гроб святого, положить его на груди святого и затем совершить всенощное бдение. Когда присланное царем в Команы царское письмо было положено на груди святого Иоанна и когда, затем, по совершении всенощного бдения, царские мужи коснулись честных мощей, Святой тотчас отдался им: он стал так же естественно легок, как и был. Присланные обрадовались и, взяв из гроба честные мощи, положили их в царскую раку. Там находился один убогий человек, имевший от укушения змеи хромую ногу и живший при церквах, прося милостыни. Он взял небольшой покров от гроба святого и отер им свою ногу. Тотчас нога его стала крепка, как и другая, и он стал
ходить, прославляя Бога. Весь народ собрался со свечами для поклонения
честным мощам святого и проводил их, при перенесении, с обильными
слезами и рыданиями. Царские люди отправились в путь и, прошедши
беспрепятственно большое расстояние, достигли Халкидонской пристани6. На
встречу святым мощам вышли царь со всем синклитом, патриарх с клиром и
бесчисленное множество народа, севшего на корабли.
Был приготовлен
особый царский корабль для принятия честных мощей Иоанна, в который и
была поставлена рака с мощами. Когда возвращались в Константинополь,
поднялась внезапно, по Божьему попущению, буря на море. Все корабли были
разбросаны туда и сюда; корабль же, на котором была рака с мощами
святого, лишившись руля, носился сам по себе, невидимо управляемый не
человеческою рукою, а Божьей силою.
Он пристал к берегу в том месте, где
находился виноградник вдовицы, за который Святой Иоанн Златоустый
претерпел столько бедствий и самое изгнание. Так он и по смерти явил
ревность по правде и изобличил неправедно причиненную обиду. Тотчас море
затихло, корабли сошлись в одно место неповрежденными, и никто не
пострадал от морского волнения.
Когда рака с мощами была перенесена с корабля на берег, поднялся весь город и вышел со свечами, кадилами и песнопениями. Клирики, взяв раку, внесли ее первоначально в церковь святого апостола Фомы, а затем в церковь Ирины, иначе называемую церковью мира Христова. Здесь царь и патриарх открыли раку и нашли тело святого Иоанна подобным виноградной лозе, цветущим красотою и нетлением и издающим великое благоухание. Царь, сняв свою багряницу, простер ее над мощами, а затем, припав на перси святого, со слезами говорил: - Прости, отче, прегрешение, причиненное тебе завистью. Не считай меня сообщником греха моей матери и не допусти, чтобы я страдал от оскомины за родительскую невоздержность. Хотя я и сын твоей гонительницы, однако, я неповинен в причиненном тебе бедствии. Прости ей согрешение, чтобы и я был свободен от упрека, тяготеющего на ней. Преклоняю свой сан к ногам твоим и всю мою власть подчиняю твоему молению. Прости оскорбившую тебя
безрассудным насилием, ибо она раскаялась в сделанном тебе и просит
прощения, обращаясь к тебе со смирением моими устами так: помяни, отче,
твое учительное слово о непамятозлобии и сам забудь мою злобу. Я хочу
восстать от падения, но подай мне руку, ты, говоривший: если кто пал
однажды, встань и спасешься. Я не могу перенести твоего недовольства
мною; даже гроб мой сотрясается, сокрушая мои кости. Боюсь я и вечной
казни и того, чтобы не быть устраненною от стояния одесную на страшном
суде Христовом.
Многих спас ты своими поучениями; да не буду я одна
лишена того же спасения. Не оставь меня, зовущей тебе в след, но отомсти
за меня врагу моему - дьяволу, ибо это он научил меня оскорбить тебя,
как некогда научил Еву согрешить Богу. Не гневайся на меня, незлобивый;
непамятозлобствовавший в жизни тленной, не памятозлобствуй и в
нетленной. если я, живя временною жизнью, причинила тебе зло, то ты,
живя вечною жизнью, будь полезен душе моей. Миновала моя слава, и ничто
мне не помогло; помоги же мне ты, отче, во славе своей, которую ты
принял от Бога, и прежде чем я буду осуждена на страшном суде Христовом,
прости меня безответную.
Говоря эти слова от лица своей матери, царь не переставал плакать, но орошал слезами тело святого, и лобызал его со страхом. Также и святейший Прокл, с любовью лобызая тело святого, взывал: - Радуйся, христолюбивый отче, сладчайший учитель! Я твое чадо, воспитавшееся от твоего духовного млека. Как ты был прежде меня пастырем, так и ныне ты пастырь: мои овцы суть твои; на твоей пажити доселе питается твое стадо и, стремясь к тебе, не желает следовать другим пастырям. Яви же нам лице твое, и снова заставь услышать голос твой. Весь народ стремился хотя прикоснуться только к честной раки святого и не отходил от нее день и ночь. На утро мощи святого были возложены на царскую колесницу и отвезены с великою честью и славою в великую соборную церковь святых Апостолов. Когда рака была внесена внутрь и поставлена на патриаршем престоле, весь народ восклицал как бы едиными устами: - Прими престол свой, отче! Тогда патриарх Прокл, а с ним и многие достойнейшие мужи увидели, что Святой Иоанн, раздвинул свои мертвые уста, как бы живой, произнес архиепископское благо желание: - Мир Всем! Во время совершения святой литургии, много чудесных исцелений было подаваемо от святых Златоустовых мощей болящим, а равно и гроб царицы Евдоксии остановился от своего долговременного сотрясения. Пресвитеры положили святое тело Иоанна в алтаре под жертвенником, с весельем и радостью прославляя Христа Бога, с Отцом и Святым Духом превозносимого во веки. Аминь. Тропарь, глас 2: Уст твоих якоже светлость огня возсиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сника, высоту нам смиренномудрия показа. Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога, спастися душам нашым. Кондак, глас 1: Возвеселися таинственно честная церковь, возвращением честных твоих мощей, и сия сокрывши яко злато многоценное, поющым тя неоскудно подавает молитвами твоими исцелений благодать, Иоанне Златоусте. ________________________________________________________________________ Святой Иоанн Златоустый скончался в 407 году, около 60 лет от роду. Архиепископом Константинопольским он был шесть с половиною лет, в заточении провел три года и три месяца. (Ради праздника Воздвижения Креста Господня, Церковь совершает память святого Иоанна Златоустого не в 14-й День сентября, когда святитель преставился, но в и3-й День ноября Кроме сего, память Златоустого чествуется еще 30-го января вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом (См о сем под 30-м числом сего месяца). 2 Команы - город в провинции Понт, на северо-востоке Малой Азии, ныне на этого города - одни развалины. 3 С 437 по 445 г. - Память его празднуется Церковью 20-го ноября. 4 Император Феодосий II Младший царствовал с 408 по 450 год. 5 Евдоксия, - жена императора Аркадия; она особенно сильно враждовала против Иоанна Златоустого и ненавидела его за его обличительные речи. Ее старанием и происками Святой Иоанн был лишен архиепископского престола и заточен в Команы. 6 Халкидон находился против Константинополя, на Азиатском берегу Босфора. Мысли святителя Иоанна Златоуста
Бог отвращается не столько от грешащих, сколько от тех, которые, учинив грех, не сокрушаются о нем. Не получит прощения собственных грехов тот, кто просит Бога о наказании других за грехи. Грехи нужно исповедовать подробно… Самые маловажные грехи достойны великого наказания. Легкий грех делается тяжким и непростительным, когда согрешающий осуждает другого. Пути покаяния: исповедание грехов, плач о грехе, смиренномудрие, милостыня, молитва, отпущение грехов ближним. Только при покаянии могут помочь нам молитвы святых. Причащающие Таинств недостойно понесут такое же наказание, какое потерпят распявшие Христа. |
9 февраля 2016
Просмотров: 2 294