Топ-100

Празднование перенесения из Едессы в Константинополь нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа. Архимандрит Петр (Кучер)

ПРАЗДНОВАНИЕ ПЕРЕНЕСЕНИЯ ИЗ ЕДЕССЫ

В КОНСТАНТИНОПОЛЬ НЕРУКОТВОРЕННОГО

ОБРАЗА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА


Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры!


altСегодня наряду с воскресной службой мы совершаем Празднование перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Мы все с вами читали историю происхождения Нерукотворного Образа, но давайте еще раз вкратце вспомним, откуда взялась в Христианской Церкви эта необыкновенная икона.

 

Это было во времена земной жизни Спасителя, в первую треть I века нашей - Христовой эры. В сирийском городе Едессе правил царь Авгарь, который много лет болел проказой. Он прослышал о том, что в Иудее ходит какой-то пророк и чудотворец, и говорили, что это Сын Божий, Который исцеляет больных и творит другие чудеса. А ведь нам, людям, что нужно в первую очередь - дай здоровье, ни о чем другом мы так не заботимся, как об этом. И вот Авгарь настолько уверовал в Спасителя, что решил: что Иисус Христос может исцелить его не только Своим пришествием (хотя, конечно, послал Ему письмо с приглашением прийти к себе), но и на расстоянии: для исцеления достаточно будет лишь посмотреть на изображение Его Божественного лика. Поэтому Авгарь послал своего придворного живописца в Иудею с поручением написать портрет Спасителя. Но художник не справился со своей задачей: ведь для того, чтобы что-то сделать, пусть даже самое простое - гвоздь забить или суп сварить, и то нужны сила, энергия и ум.

 

А для того, чтобы художнику написать с кого-то портрет, ему нужно быть если не сильнее, то и не слабее духом того человека или объекта, который он рисует. Выходит, написать с кого-то портрет - это значит одолеть, осилить, победить в своем роде этого человека. Но разве мог языческий художник, простой некрещеный человек осилить, победить Самого Бога? И поэтому художнику не удалось справиться с задачей, ведь никто из людей не мог, скажем так, с натуры списать Бога. В человеческом лексиконе нет даже слов для достойного выражения величия Его Божества. И вот Господь, видя замысел художника, попросил принести воды, умылся и приложил к лицу полотенце - убрус, на котором чудесно проявился Его образ. Спаситель Сам с Себя сделал отпечаток - фотографию, картину, которую и передал живописцу, чтобы тот отнес ее своему правителю. С какой же верой царь Авгарь принял это изображение, что глядя на этот образ сразу исцелился от своей страшной болезни. Но исцелился не полностью - осталось немножко следов проказы на его лице, процентов 10, скажем. Это было Господом устроено промыслительно, т.к. полностью царь Авгарь выздоровел позднее, приняв святое крещение от апостола Фаддея. Итак, его исцелила вера в Бога. И далее, обратите внимание, на другую сторону происшедшего события. Вера - это одно, а здесь нам еще дано вразумление, на что можно и нужно смотреть. Ведь не сказал же этот Авгарь художнику: «Ты мне спиши картину с языческого бога Зевса, или Артемиды, или другого какого идола». У язычников были десятки, даже сотни богов, которым они поклонялись, но царь Авгарь не заказал портрета этих бесов, а просил сделать картину с Истинного Бога. Какой это прекрасный пример к идее о том, на что нам надо смотреть, что слушать, о чем думать и мечтать. Нашу душу, наш дух можно с полным основанием назвать губкой, которая впитывает в себя все. Недавно рассказывал один писатель о том, что творится в Америке - там показывали ребенка-урода, у которого уши как у чебурашки, а оказывается, его мать очень любила смотреть мультфильмы про микки-мауса - вот и насмотрелась. Ученые давно пришли к выводу, что на наследственность человека влияет не только семя родителей, но и дух их, и та среда, в которой живут. Тело - это не главное, хотя, конечно, семя в человеке сотворил Бог, но ведущую роль в генофонде играет дух. Если папа и мама были пьяницы, блудники, разбойники, то такой же разбойник у них и родится.

 

Случай, который я хочу вам поведать, хорошо бы вам запомнить и рассказывать для назидания другим. Около 1910 года на Украине, в Каменец-Подольске, теперь это Винницкая область, жила молодая помещица. Она будучи беременной часто засматривалась на красавца-еврея, который был у них домработником. Согрешить с ним она не могла, но и глаз с него не сводила: он был действительно красивый, молодой, статный, да и делать помещице было особо нечего, ведь за нее работала прислуга. И что же вы думаете - она буквально скопировала своим духом, своей душой его портрет и родила еврея. Ребенок был точная копия того человека, которым любовалась мать, хотя по генам и был русский. Наступил 1941 год, пришли немцы, как вы сами знаете особенно яростно уничтожавшие евреев, многие из которых пострадали невинно. Хотя ведь бывает так, что один человек отвечает за грехи всего рода: за деда, прадеда, своих соотечественников, как и русский народ - одна плоть, да и все человечество - единое тело. И вот, когда немцы захватили очередную деревню на Западной Украине, то, увидев сына этой помещицы, повели его к стенке на расстрел. Он клянется: «Я украинец», - а немцы ему: «Да ты на себя в зеркало посмотри - и нос у тебя, и все прочее, как у евреев, какие еще доказательства нужны?» Пригласили свидетелей, соседи и говорят: «Да, да он украинец, его мать была помещица Коваленко». Но немцы не поверили на слово, пока не удостоверились, что он действительно не обрезан, и только тогда пощадили и отпустили его. Какая прекрасная иллюстрация к нашей сегодняшней жизни. Или еще случай: некий художник в древности написал с одного юноши портрет ангела. Спустя много лет ему пришла мысль написать портрет беса. Долго он искал по тюрьмам подходящего человека, когда, наконец, ему вывели одного заключенного с действительно демоническим, искаженным от злобы лицом, и узник, увидев художника сказал: «Вы уже однажды с меня писали портрет...» Вот как отражается нравственное состояние человека и его жизнь на внешности!

 

Господь вразумляет нас, чтобы мы знали, куда глядеть своими всепожирающими глазами. Хотя глаза тут, собственно, и ни при чем, над всем преобладает дух человека: он может и слепой быть, но если будет думать о греховном, то и духовными глазами сделает ту же шкоду. Ведь самое главное - это что у нас на душе и в сердце, какой дух нами руководит. Дух - это третья составляющая часть в трехчастном естестве человека: «Не весте, коего духа есте вы» (Лк. 9; 55), - помните, сказал Господь ученикам, проходя с ними через Самарию, когда братья Зеведеевы хотели низвергнуть с неба гром и молнии, на местных жителей, за то, что те их не приняли. Но Господь запретил апостолам делать это. В отношении трехсоставности человеческого естества мы все одинаковы: посмотрите вокруг себя - все люди сотворены Богом по Его образу и подобию, но в то же время как мы разительно отличаемся друг от друга! У каждого из нас свой почерк, по которому можно узнать, что это за человек, и определить его характер. Это, кстати, используется в криминалистике, в юриспруденции и других сферах жизни. Почерк - это отпечаток духа, своего рода энцефаллограмма головного мозга. У нас рисунок на коже тоже у всех разный, поэтому уже около 100 лет назад, еще до революции, стали снимать отпечатки пальцев, чтобы легче было найти определенного человека, опознать преступника. Тембр голоса тоже у всех разный, черты лица. Мы все вроде похожи между собой: имеем глаза, нос, уши, и тем не менее все отличаемся друг от друга. У каждого свое видение окружающего мира. Мы знаем, что есть Бог, знаем Его заповеди, но мыслим по разному - у нас есть разночтения в отношении к жизни, к Богу, к людям. Есть люди с равноангельским характером: кроткие, терпеливые, о которых говорит Господь: «На кого воззрю, токмо на кроткого и смиренного сердцем и трепещущего словес Моих».

 

Итак, есть люди духовные, которые называются святые, только не знаю, живут ли сейчас таковые среди нас. Может, они и есть, ибо «не стоит село без праведника», но они скрыты от врага рода человеческого. А в средние века, и тем более в древности - в первые христианские времена их было очень много: мученики, исповедники, подвижники монашества - пустынники и множество других.

 

Есть люди душевные - это верующие, но живущие по страстям, зависимые от мира сего. И есть люди сугубо плотские - это тяжкие грешники, безбожники и преступники. Вы, наверное, слышали выражение: «Лицо - зеркало души», и действительно, выражение лица - это витрина нашей души. Как добросовестный хозяин магазина выставляет на витрину, показывает в окнах все, что у него есть, и можно сразу определить, что там продается, так и на лице каждого человека написано то, что содержится внутри его: пороки или добродетели, и нетрудно догадаться, каков он есть.

 

Вдумайтесь, почему богоборцы, руководимые сатаной, постоянно восстают против святых икон. Уже во 2-й пол. I тысячелетия от Рождества Христова началось гонение на иконы, возникла так называемая ересь иконоборчества. Огромное значение для нас и нашего спасения имеют иконы Бога, ангелов и святых угодников Божиих, потому что они несут в себе важную, жизнеутверждающую, освящающую и спасительную информацию. Икона - это Евангелие, но не в буквах, а в красках; это наглядное пособие, учебник нашего спасения. Поэтому сатана и поднял мятеж и в древности, руками иконоборцев, а в XX веке руками безбожников и большевиков расстреливал, сжигал и уничтожал иконы. Посмотрите на фотографию какого-нибудь грешника, а затем на икону святого угодника Божьего, и почувствуйте, как велика между ними разница. Уже только от одного воззрения на икону мы назидаемся духовно. Таким образом, надо прийти к выводу, что все, посылаемое нам от Господа через Церковь Христову, всю атрибутику церковную нужно воспринимать на веру. Нужно читать только слово Божие - Священное Писание, слушать нужно опять-таки слово Божие, размышлять надо о Боге, ибо только Он несет в нашу жизнь добро, исцеление, спасение и различные блага. Господь дает нам и здоровье физическое, а от нас требуется выполнить хотя бы программу минимум: не терять здоровья духовного, человеку нужно оставаться человеком в самом высоком смысле этого слова. А самое большее, что требуется от нас, - это уподобляться Богу, делаться равноангельным.

 

Посмотрите на иконы, на великолепие храма - чем только не снабдил нас Господь - всем обставил, чтобы создать благоприятные условия для спасения. Приходя в храм, ты попадаешь на небо, и у тебя в душе делается переворот, душа бьет тревогу: «Ты пришел к Богу, становись на колени, крестись, молись, плачь о своих грехах». Вся христианская символика: иконы, книги, церковная архитектура и все прочее - это отображение неба на земле, это фотографии небесной жизни и небожителей. А если не сегодня, то завтра, когда будем делать свои последние предсмертные вздохи, мы подумаем о Боге, ибо нет такой души, а если какая и бывала, то это явно исчадие ада, которая в свой смертный час не вспоминала бы о небе. И вот все, что нас окружает в храме, все церковное благолепие - это отражение неба. Христианская атрибутика - это проповедь Евангелия, нашего спасения, это наш воспитатель, который подготавливает душу к небесной жизни, делает ее ангелоподобной. Мы, верующие, стремимся в Царство Небесное, с нетерпением ждем, когда же прозвучит для нас колокол, и услышим голос от Бога: «Идите чада Мои ко Мне». И мы все стремимся туда, потому что знаем еще со слов ап. Павла, как там прекрасно: «Ихже око не виде, и уха не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2; 9). Так вот, чтобы наследовать эти блага, стать достойным небожителем, надо готовиться к этому еще здесь, на земле, делать свою душу из человеческой - ангельской, уподоблять ее Богу. А для этого надо чаще взирать на иконы Спасителя, Божией Матери, святых и молиться им. Давайте рассудим, что самое главное мы видим в иконах - безстрастие! И сравните это с тем, что мы видим на фотографиях. Лет 30-40 назад все газетные киоски городов были буквально завалены снимками артистов, кого там только не было - и такая-то, и такой-то. Но все эти фотографии исполнены плотского сладострастного чувства, смотришь на них: «Ах, какая красавица», - и в тебе пробуждаются страсти. А вот когда на икону посмотришь, то чувствуешь, какая из нее источается чистота и безстрастие, как в ней отображается небо, и это благодатное ощущение трудно передать словами. Если ты сильно нашкодил и долгое время не каялся, то, прикладываясь к иконе, почувствуешь, как твоя душа затужит. Конечно, если внимательно смотреть на икону и по-православному молиться, а не так как некоторые - подойдут вразвалочку свечку поставить, глянут туда-сюда, пальцами мух вокруг себя погоняют, пытаясь изобразить крест - и таковы. Затужит наша душа, видя в иконе обличение своей греховной жизни. Она - как зеркало, в котором мы видим по сравнению с праведником свою кривую физиономию. Глядя на то, как на тебя через изображенного святого смотрит глаз Божий, полный любви, чистоты, величия, вечности, святости, ощущаешь себя ну просто козявкой, стыдно делается, как пишет пророк Давид: «Аз есмь червь, а не человек» (Пс. 21; 7), - и уходишь из храма, как с Голгофы. Если так смотреть на иконы почаще, каждый день, и, отходя от образа угодника Божия, ударять себя кулаком в грудь: «Почему я не такой», - то и сам станешь уподобляться святым. Иконы несут в себе заряд Божественной энергии, информации, нужной для спасения, безмолвно учат тебя: «Смотри на меня, и делай, как я», - низводят на нас благодать Духа Святаго. И, наоборот, когда мы смотрим на все земное, на окружающий нас греховный мир, то это разжигает наши страсти и проливает масло в огонь наших плотских похотей.

 

altГлядя на иконы, мы мало того, что вразумляемся: «Да, Бог есть, вот Его портрет, посмотрите», - но и исцеляемся, нравственно возрождаемся. Молитвенное предстояние перед иконами низводит на нас Божественную энергию и пробуждает в нас духовные силы, которые соединяют нас с Богом, наставляют на молитву, подвизают к работе и добрым делам, ведут нас к преображению и спасению. Можно до безконечности много говорить о Боге, о духовности, потому что, как писал ап. Иоанн Богослов, если написать о всем, что говорил Господь, то не вместили бы того все пишимые книги. Как невместим Необъятный Бог, так и слово Его необъятно, и знание о Нем никем до конца не познаваемо. Но и того, что мы сейчас говорили о святом убрусе - Нерукотворном Образе Господа нашего Иисуса Христа нам пока хватит. Нужно усвоить хотя бы крупицу знания о Боге, если бы мы это все соблюли, то и спаслись бы.

 

Не ходите на увеселительные зрелища, а тем более на танцы - там бесы пляшут, как видел это в молодости покойный митрополит Иоанн (Снычев), кроме того, мы сейчас пристрастились вместо того, чтобы смотреть на иконы - смотреть телевизор - эту «икону» сатаны, на компьютерах работаем, а это тоже вредно и душе, и телу. А теперь и вовсе наступают апокалиптические времена - на Украине начинают вводить пластиковые электронные карточки. Митрополит Владимир, патриарший экзарх Украины, обратился в этом году к президенту Кучме с протестным письмом, ибо все эти события уже предсказаны Господом в Апокалипсисе. Власти проигнорировали предупреждение Церкви и просьбы верующих и начали выдавать пластиковые карты. Когда это будет введено повсеместно - отменят деньги, и без такой карточки уже ничего не купишь: ни хлеба, ни водки. А карточка не будет действительна без меток «F» и «H». Это начальные буквы латинских слов frontal - лоб и hand - рука обозначают, что на лоб и правую руку будет ставиться печать, «микрочип», в который занесут ту же информацию, что и на карточку, на тот случай если потеряешь эту карточку или ее у тебя украдут. Вот как сатана-антихрист ловко все подводит к принятию печати - постепенно, через электронные документы. Под микрочипы никто лоб сразу не подставит, поэтому нашли промежуточный способ: усыпляют бдительность людей, чтобы легче было всех оболванивать. И кто примет эту печать - крещение от сатаны, тот погибнет навеки, ибо уподобится зверю-антихристу. Итак, нетрудно предвидеть, как будет выглядеть витрина, т.е. человеческое лицо - отображение образа Божия, искаженное печатью антихриста. Да не будет с нами так, дорогие братья и сестры.

 

Вот такой смысл празднуемого сегодня события. Будем же чаще взирать не только телесными очами, но и духовными на образ Божий, мыслить о Боге, молиться Ему и спасаться. Аминь.

 

29.08.1998 г.

28 августа 2010 Просмотров: 4 819