Православное исповедание о надежде

Читая духовные книги без указания, вы опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение ваше весьма основательно. Поэтому, если не хотите пострадать такого бедствия душевного, не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотябы и духовного содержания, но таких сочинений, которые не подтвердили своего учения святостью жизни, а читайте творения таких отцов, которые признаны Православной Церковью за твердо известные и без сомнения назидательные и душеспасительные.

 

Чтобы не потерять твердое Православие, возмите в руководство себе и детям своим книгу "Православное Исповедание" Петра Могилы. Рассмотрите ее со вниманием и тщанием, и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указатьдетям в приличное время. (Преп. Амвросий Оптинский. "Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия", М., 1995, п.84, с.101-102).

 

Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной в изложении святителя Петра Могилы состоит из трех частей (О вере; О надежде; О любви) с приложением двух слов Святого Иоанна Дамаскина о Святых Иконах и изложения Веры по откровению Святого Григория Чудотворца, Епископа Неокесарийского. В данной публикации мы предлегаем вниманию читателей отрывок из книги "Православное исповедание" Петра Могилы - о надежде.

*** *** ***

Вопрос 1. Что есть надежда?

 

Ответ. Надежда есть истинное дерзновение к Богу, дарованное сердцу человека чрез вдохновение и просвещение от Бога; дабы он никогда не отчаивался в содействии ему благодати Божией, как по отношению к прощению грехов, так и исполнению каждого прошения, когда просит какого-либо блага, или временного, или вечного. О ней Апостол говорит так: «не отлагайте ибо дерзновения вашего,еже имат мздовоздаяние велико» (Евр. 10 35). И в другом месте: «упованием бо спасохомся Упование же видимое нест упование:еже бо видит кто, что и уповает; Аще ли егоже не видим, надеемся, терпением ждем» (Рим. 8:24—25).

 

Вопрос 2. Что соделывает надежду несомненною и твердою в человеке?

 

Ответ. Вся надежда наша есть Господь наш Иисус Христос, как говорит Апостол: «по повелению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа упования нашего» (1 Тим. 1:1). Ибо чрез Него мы все получаем, как учит Сам Христос: «иеже аще что просите (от Отца) во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:13). В том и познается Божественная благость, что чрез Христа дана нам и благодать и истина, по словам Священного Писания: «яко закон Моисеем дан быст: благодать (же) и истина Иисус Христом быст» (Ин. 1:17). На сей-то благодати основывается вся надежна наша. Так же и на соблюдении заповедей Бояиих мы утверждаем великую надежду; поелику Христос сказал: «Имели заповеди Моя и соблюдсяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюбхен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам» (Ин. 14:21). Еще надежда наша утверждается чрез причащение страшным и пречистым Тайнам, т.е. Телу и Крови Христовой, что вселяет в нас Господа нашего. Ибо Сам Он говорит: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6:56). Наконец, чрез непрестанную молитву, как учит Апостол: «Злостраждет ли кто в вас; да молитву деет» (Иак. 5:13). И другой Апостол говорит: «Вы же, возлюбленнии, святою вашею верою назидапще себе, Духом Святым молящеся, сами себе в любви Божией соблюдайте, ждуще милости Гост ода нашего Иисуса Христа в жизнь вечную» (Иуд. 1, 20—21).

 

Вопрос 3. Что нужно рассмотреть для уразумения сей второй части Православного Исповедания?


Ответ. В сей второй части Православного Исповедания прилично рассмотреть молитву Господню и девять блаженств. Поелику, если желаем что получить от Бога, о том должны просить Его сначала с верою, потом с надеждою, что Он непременно даст нам просимое, как говорит Апосстол: «верен призвавши вас, Иже и сотворит» (1 Фес. 5:24). Равным образом и блаженства мы усвояем сэбе надеждою, т.е. когда исполняем добродетели в той надежде, что получим обетования блаженств.



О молитве

 

Вопрос 4. Что есть молитва?

 

Ответ. Молитва есть прошение пред Богом, произносимое от горячей веры с надеждою получить просимое по Его воле. Или так: молитва есть возвышение ума и воли нашей к Богу, в котором мы хвалим Бога, или просим, или благодарим за Его к нам благодеяния.


Вопрос 5. Что нужно для человека, прежде нежели он начнет молитву свою?

 

Ответ. Нужно знать, что молитва есть троякого рода. Первая, в которой мы благодарим Бога за Его благодеяния. Как древний Израиль благодарил Бога за освобождение из Египта, так равно и мы должны непрестанно благодарить Бога за все Его в нам благодеяния, и особливо за то, что Он освободил нас от врага души нашей — благодарить вместе с Апостолом, который говорит: «Непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас» (1 Фес. 5:17—18). И в другом месте: «Благодарю Бога моего всегда о вас, о благодати Божией данней вам о Христе Иисусе» (1 Кор. 1:4). И еще: «благодаряще Бога и Отца, призвавшаго вас в причастие наследия святых во свете, Иже избави нас от власти темныя и престави в Царство Сына любве Своея» (Кол. 1:12—13). Молитва второго рода есть та, в которой мы просим Бога, чтоб Он простил нам грехи наши, так, чтобы избавил нас и от наказания и чтобы, излил на нас, и на душу и на тело, святую благодать Свою. Сию молитву мы приносим за себя и за ближних наших, как говорит Апостол: «Cегo ради и мы, от негоже дне слышахом, не престгем о вас молящеся и просяще, да исполнитеся в разуме воли Его, во всяцей премудрости и разуме духовнем» (Кол. 1:9). Молитва третьего рода есть та, в которой славословим и прославляем неприступное величие и вечную славу Господа нашего и Бога, как говорит Священный Псалмопевец: «На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое в век и в век века. Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят» (Пс. 144:2—4). Сия молитва преимущественно заключается в «великом славословии,» которое каждодневно мы читаем или поем в Церкви."»

 

Вопрос 6. Что еще нужно для молитвы?


Ответ. Нужно надлежащее приготовление со стороны нашей, когда желаем молиться. Нужно иметь трезвенность и благоговение, по учению Апостола: «да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце» (Тит. 2:12), и сокрушение сердца, как учит Апостол в другом месте: «Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всяцей премудрости: учаще и вразумляюще себе самех во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви» (Кол. 3:16). При том должны молиться без всякого гнева и злобы, сообразно с словами: «аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). А посему если кто гневается на нас, то прежде должны мы склонить его к примирению с нами, по повелению Писания: «Аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф. 5:23—24). Также во время молитвы должны удалить от себя все другие заботы, чтобы молитва наша была чистая и приятная Богу, и чтобы Он не сказал и о нас то же, что о лицемерах: «сии людие устнами Мя чтут, сердце же их далече отстоит от Мене» (Мк. 7:6), и чтобы не отнеслось и к нам то место Псалма, где сказано: «и молитва его да будет в грех» (Пс. 108:8).

 

О Молитве Господней

 

Вопрос 7. Какая молитва Господня?

 

Ответ. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, и след.

 

Вопрос 8. На сколько частей разделяется сия молитва Господня?

 

Ответ. На три: вступление, прошения и заключение.

 

Вопрос 9. Какое вступление?

 

Ответ. Отче наш, Иже еси на небесех!

 

Вопрос 10. Что показывает сие вступление?

 

Ответ. Во-первых, научает, что тот, кто желает просить Бога, должен приступать к Нему не только как Его творение, но и как сын. Его по благодати; поелику если он не сын, то не может назвать Его Отцем. А сию благодать усыновления дал Иисус Христос верующим в Него, как говорит Писание: «Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующым во имя Его» (Ин. 1:12). И в другом месте: «понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче!» (Гал. 4:6). Посему и называем Бога Отцем нашим. Во-вторых, он должен быть сын Православной и Кафолической Церкви. Ибо кто не признает Церкви материю своею, тот не может призвать и Бога Отцем своим, как сказано: «повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тeбe якоже язычник и мытарь» (Мф. 18:17). В-третьих, он не должен иметь ни малейшего сомнения в получении просимого. Ибо просит у Отца чадолкбивого и милосердного, Отца общего всем, как говорит Писание: «Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6:36); Который не только не отказывает в том, чего мы просим, но Сам дает нам и способы, как просить у Него, и с благоутробием приемлет молитвы наши, только бы они были чисты и происходили из глубины сердца. Ибо Он знает, о чем каждый из тс будет просить Его, как написано: «весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего» (Мф. 6:8). И в другом месте: «Аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом нашым, колъми паче Отец ваш Небесный даст блага просящым у Него» (Мф. 7:11). В-четвертых, сие вступление научает, что как Бог есть Отец; всем нам, так и мы, верные, должны быть между собою братиями, и просить Его не только о себе, но и о братиях наших, друг о друге, по учению Писания: «молитеся друг за друга, яко да изцелеете» (Иак. 5:16), т.е. общему Отцу нашему, как Сам Христос сказал: «и Отца не зовите себе на земли: един бо есть Отец ваш, Иже на небесех» (Мф. 23:9). Ибо Он, видя братскую нашу любовь (которую непрестанно заповедует в Святом Евангелии), и как Отец радуется сему, и как готовый ко услышанию, скорее выслушивает нас. В-пятых, сими словами: «Иже еси на небесех,» научает нас, чтобы мы, во время молитвы, возносили ум наш и все наше помышление от земного и тленного к небесному и нетленному. Впрочем, Бог и Отец наш находится не только на небесах, но и везде присутствует и все наполняет. Поелику же благость Его и богатство благодеяний Его преимущественно блистает на небе, то посему небо называется престолом Его, как говорит Пророк: «на Небеси Престол Его» (Пс. 10:4). И в другом месте: «Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает» (Пс. 102:19).

 

Вопрос 11. Сколько прошений заключается во второй части сей молитвы Господней?

 

Ответ. Семь прошений.

 

О первом прошении

 

Вопрос 12. Какое первое прошение в молитве Господней?

 

Ответ. «Да святится имя Твое».

 

Вопрос 13. Что содержит в себе сие прошение?

 

Ответ. Во-первых, сим просим Господа и Бога нашего, чтобы Он дал нам жизнь благочестивую, украшенную добродетелями и благими делами, дабы люди благочестивою жизнию нашею возбуждались к прославлению имени Божии, как сказано: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на Небесех» (Мф. 5:16). Во-вторых, сими словами просим не только того, чтобы наша жизнь была во славу Божию, но чтобы и все те, которые не веруют в истинного Бога, и не знают Его, обратились и познали Его, так чтобы и в них и чрез них славилось имя Божие. Сверх сего молим Господа нашего и Бога за тех, которые носят на себе титло истинного Христианства, но веду жизнь худую и беспорядочную, чрез что хулится вера и Бог наш; о них так говорит Апостол: «имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися» (2 Тим. 3:5). И в другом месте: «Имя бо Божие вами хулится во языцех» (Рим. 2:24). В сей части молитвы мы молим за них, чтобы они обратились и оставили распутную жизнь, живя впредь благочестиво и воздержно, дабы таким образом имя Божие могло святиться. При сем надлежит знать, что имя Божие само в себе есть святэ:. но говорится, что оно святится в нас и чрез нас, когда мы освящаем самих себя благочестивою и добродетельною жизнию, во славу имеви Божия.

 

О втором прошении

 

Вопрос 14. Какое второе прошение?

 

Ответ. «Да приидет Царствие Твое».

 

Вопрос 15. Что содержится в сем втором прошении?

 

Ответ. Просим Бега, чтобы Он Сам, Своею благодатию, правдою и благостию, царствовал во всем существе нашем, и преимущественно в сердце, а не грехе, как сказано: «Да не царствует убо грех в мертвеннем вашем теле, воеже послушати его в похотех его» (Рим. 6:12). Во-вторых, прошение сие содержит то, что человек, получивший благодать Божию а ощутивший небесную радость, ни во что вменяет мир, и желает единственно наследовав Царствие Божие, как говорил Апостол: «желаше имый разрешитися и со Христом быти» (Флп. 1:23). В-третьих, просим Бога, чтобы скорее наступило второе Его пришествие, в которое Сын человеческий явится во славе Своей, и настало воскресение мертвых и последний суд; после чего царство мира сего и враг душ наших упразднятся, и приидет Царство Небесное, «да будет Бог всяческая во всех,» как говорит Апостол (1 Кор. 15:28).

 

О третьем прошении

 

Вопрос 16. Какое третье прошение?

 

Ответ. «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли».

 

Вопрос 17. Что заключает в себе сие третье прошение?

 

Ответ. Во-первых, просим Бога, чтобы Он не попустил нам располагать жизнию своею в сем мире по нашей собственной воле, но чтобы Сам управлял нами, как хочет, и как Ему угодно. Во-вторых, просим, чтобы ни мы сами, ни другие люди не оказывали никакой непокорности или противления воле Его, и чтобы, как Ангелы на небесах беспрекословно во всем покоряются воле Божией, так и все люди на земле безропотно покорялись Богу со всякою благодарностию. В-третьих, сим прошением свидетельствуем, что нас, избранных Божиих, не может постигнуть никакое злоключение без попущения и воли Божией, как по отношению к благочестивой жизни, которую мы должны вести, так и по отношению к искушениям и нападениям от врага. Ибо Господь не только о нас, но и о волосах на голове нашей печется, как говорит Писание: «Но и власи главы вашея еси изочтени суть» (Лк. 12:7). И в другом месте: «И влас главы вашея не погибнет» (21, 18).

 

О четвертом прошении

 

Вопрос 18. Какое четвертое прошение?

 

Ответ. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

 

Вопрос 19. Что заключает в себе cиe прошение?

 

Ответ. Во-первых, оно заключает преизящную пищу души нашей, которая есть слово Божие, по словам Писания: «не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящел изо уст Божиих» (Мф. 4:4). Посему просим, чтобы Бог не попустил нам жить во гладе святого слова Своего, т.е. учения Христова, без которого внутренний человек, как бы томимый голодом и неядением, умирает. Здесь надлежит помышлять о смерти душевной, постигающей особенно тех, которые не хотят слушать слова Божии и поучений, и тем подают худой пример. Во-вторых, оно заключает в себе другую пищу души, т.е. приобщение Teлу и Крови Христовой. Ибо так говорит Господь о сем: «Плоть бо Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6:55—56). Итак, чтобы достойно принять сию пишу, мы просим в сей части молитвы, чтобы Oн сам дал нам оную по благодати и человеколюбию Своему. Когда же соделаемся причастниками сей двойственной пищи, тогда будем иметь внутри себя, небесное Царство Божие (Лк. 17:21), а после того и все преходящее и тленное, в чем имеет нужду природа наша, дано будет нам от Бога, как бы в прибавление, ибо написано: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6:33). В-третьих, в сей молитве, именно в слове «хлеб,» заключается все необходимо? для сохранения жизни нашей в сем мире, как то, что принадлежит к пище, так и все другое, в чем имеем нужду для жизни. Здесь от каждого требуется осторожность, чтобы просить нужного и необходимого, а не излишнего и относящегося к наслаждению, что свойственно невоздержной жизни, и от чего рождается грех; о сем говорит Павел: «Я ко во дни, благообразно да ходим, не козлогласовании» (не в паровании) «и пиянствы, не любодеянии и студодеянии» (Рим. 13:13). И в другом месте: «Имеюще же пищу и одеяние, сими доволни будем» (1 Тим. 5:8). Слово «днесь» означает настоящий век, т.е. доколе мы живем в сем мире; ибо в будущем веке будем наслаждаться самим присутствием, или видением Бога, и радостью, отселе происходящей.

 

О пятом прошении

 

Вопрос 20. Какое пятое прошение?

 

Ответ. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

 

Вопрос 21. Что заключает в себе сие прошение?

 

Ответ. Во-первых, сим просим Бога, чтобы Он простил нам грехи наши, особенно соделанные нами после святого Крещения, смертные ли они или несмертные, которыми мы оскорбили Бога, или ближнего, мыслию или поползновением ко греху, словом или делом. Во-вторых, сим прошением, как говорим: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим,» обязываем самих себя прощать врагам нашим. Итак, кто не прощает ближнему своему нанесенной им обиды, тот напрасно приносит сию молитву; ибо не прощаются ему грехи и, что более, самая молитва его обращается в грех, по словам: «и молитва его да будет в гр»«ex» (Пс. 108:7). Что и справедливо. Ибо если мы не хотим простить братьям нашим маловажных проступков, причиненных ими в оскорбление нас, то каким образом Бог, Которого мы оскорбляем каждодневно,ежечасно иежеминутно, простит нам наши против Него учиненные и несравненно большие грехи?

 

О шестом прошении



Вопрос 22. Какое шестое прошение?

 

Ответ. И не введи нас во искушение.

 

Вопрос 23. Что заключается в шестом прошении?

 

Ответ. Во-первых, просим Бога, чтобы мы избавлены были от всех искушений; а если сему невозможно быть иначе, то чтобы благодать Божия, по крайней мере, избавила нас от таких искушений, которые превышают силы наши. Одни из них приходят от мира, от диавола, от плоти, и побуждают нас ко греху. Другие — от врагов, воюющих против Церкви Божией ложным учением, ласковыми и обманчивыми словами, ложными чудесами, обещаниями богатства и славы и, наконец, мучительством, притеснениями и принуждениями, описыванием и отнятием имения, поруганием, — все сие мы испытываем в наше время. Еще в сем прошении мы молим Бога, если нам случится страдать за свидетельство святого имени Его, за невесту Его святую — Церковь, и за истину Его Евангелия, то чтобы Он укрепил нас благодатию Своею, дабы мучения, которым нас подвергнут, мы могли претерпеть твердо и мужественно, до последнего издыхания, и получили на небесах венец мученичества, и чтобы не попустил подвергнуться нам какому-либо страданию, превышающему силы наши.

 

О седьмом прошении

 

Вопрос 24. Какое седьмое прошение?

 

Ответ. «Но избави нас от лукаваго.»

 

Вопрос 25. Что содержится в сем прошении?

 

Ответ. Во-первых, просим Бога, чтобы Он сохранил нас от всякого зла, именно от греха и всякого постыдного дела, возбуждающего гнев Божий к отмщению. Во-вторых, просим, чтобы присутствовал с нами Своею благодатию для избежания ярости гнева Его, дабы Он не во гневе Своем обличал нас, и не в ярости Своей наказывал нас (Пс. 6:2) за грехи наши, но чтобы мы предстали пред лице Его со славословием, и в песнях восклицали Ему (Пс. 94:2). Надлежит знать, что здесь мы просим об избавлении нас и от всех других зол, которые человек с трудом переносить может, каковы суть: голод, язва, войны, пожары и другие. Просим человеколюбие Божие отвратить все сие от нас. Также здесь просим Бога, чтобы Он при смерти нашей удалил от нас всякое искушение врага души нашей, и даровал нам милость — благочестиво и безопасно совершить подвиг под защитою благодати Его, и под руководством Ангела, охраняющего нас. Ибо блажен тот, кто таким образом умирает. Посему все мы должны усердно просить Бога, чтобы при смерти нашей Он избавил нас от искушений и нападений диавола. Наконец, просим об избавлении нас от вечного мучения во аде и от жестокого диавола.

 

О заключении Молитвы Господней

 

Вопрос 26. Какая третья часть сей молитвы Господней?

 

Ответ. Сие заключение: «яко Твое есть Царство, и сила и слава во веки. Аминь.»

 

Вопрос 27. Что содержится в сем заключении?

 

Ответ. Сие заключение имеет две части: первая сходствует со вступлением; поелику как вступление удостоверяет нас, что получим от Бога то, чего будем просить у Него надлежащим образом; ибо будем просить у Отца нашего: так и заключение научает нас, что мы все то получим, о чем просили: поелику Сему Отцу нашему принадлежит весь мир сей, Он царствует над ним, и всякое творение Ему повинуется; Его есть сила и слава, которым ничто не может противиться ни на небесах, ни на земле: а потому Он силен соделать все то, чего бы мы ни просили у него с верою и надеждою, и все сие не для иного чего, как для вечной славы святого имени Своего, что заключается в сих словах сей части: «и слава во веки». Вторая часть заключения содержится в слове: «аминь». Сим просим, чтобы все исполнилось так, как мы просили; поелику просили с верою и надеждою по воле Его. Ибо Апостол говорит: «И сие есть дерзновение,еже имамы к Нему, яко аще чесо просим по воли Его, послушает нас: и аще вемы, яко послушает нас,еже аще просим, вемы, яко имамы (получаем) прошения, ихже просихом от Него» (1 Ин. 5:14—15).


Вопрос 28. Сие заключение соединяется ли с молитвою Господнею?

 

Ответ. Сам Иисус Христос, оканчивая молитву, которой научил нас, сказал слова сии, как видно из Евангелия от Матфея (6, 13). Также и самый смысл речи показывает, что слова сии нимало не противны молитве Господней. Даже самая молитва от них получает большую силу: поелику просим Того, могущество Которого открывается во всем мире, и Которому все творения повинуются. Хотя миряне и не произносят слов сих, но ничто тому не препятствует. Ибо, дабы придать большую важность сей молитве, во время молитвословий общественных, произносит слова сии Священник, равно как и во время частных, если он присутствует. В случае же отсутствия Священника не погрешит и мирянин, если во время частного молитвословия произнесет оные, подобно как и другие слова Евангелия. Посему никогда не должно отделять сих слов от молитвы Господней. Ибо по самому простому рассуждению видеть можно, что во время общественных молитв произносят оные Священник только для большей важности, как повелела Церковь.

 

О блаженствах

 

Вопрос 29. Поелику и блаженства относятся к Надежде: то спрашивается, сколько их?

 

Ответ. Блаженств, означенных Христом Господом нашим во Евангелии, девять (Мф. 5:2). На сие Святой Златоуст делает такое толкование: «Моисей дал десять заповедей, а Иисус, Господь Моисея, девять блаженств». И далее: «закон дал десять заповедей, а Иисус девять блаженств, соплетая венец из тройственной Троицы». (Бесед. на 1 Кор. 4:28).

 

О первой заповеди блаженства

 

Вопрос 30. Какое первое блаженство?

 

Ответ. «Блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное» (Мф. 5:3).

 

Вопрос 31. Какое учение содержит в себе первое блаженство?

 

Ответ. Учение о богатстве и вещах мирских: если они приходят к кому обильно, по благодати Божией, тот должен ими пользоваться не так, как полный господин их, но как управитель, и не доложен желать их с чрезмерною жадностию сердца, по словам Священного Псалмопевца: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61:11). И что еще более, подражая совершенству древних Христиан, мы не должны иметь ничего собственного, но у нас должно быть все общее, как у первенствующих Христиан, о которых Священное Писание свидетельствует сим образом: «Народу же веровавшему бе сердце и душа едина, и ни един же что от имений своих глаголаше свое быти, но бяху им вся обща». И ниже: «елицы бо господие селом или домовом бяху, продающе приношаху цены продаемых и полагаху при ногах Апостол: даяшеся же коемуждо, егоже аще кто требоваше». И еще: «Вси же веровавшии бяху вкупе и имяху вся обща» (Деян. 4:32. 34—35; 2, 44). Таковая добродетель называется нищетою духа. Впрочем, позволяется, чтобы каждый из общего имения заимствовал столько, сколько по усмотрению достаточествует для приличного и одинакового с другими пропитания и одеяния, отвергая всякое излишество и тщетные украшения. Сию добродетель преимущественно обязаны иметь подвижники и монахи, которые не только не должны заботиться даже о нужном пропитании и одеянии для себя, но в надежде вящего воздаяния на небесах, должны переносить и недостаток в оных, имея пред очами сии слова Апостола: «До нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся, и труждаемся, делающе своими руками. Укаряеми, благословляем: гоними, терпим: хулими, утешаемся: яко-же отреби миру быхом, всем попрание доселе» (1 Кор. 4:11—13). За таковое терпение Христос обещает небесное Свое Царство. Однако не лишаются вечной жизни и спасения те, которые, приобретя имение и богатство правильным образом, правильно и употребляют оное, именно, жертвуют на нужды церковные, на милостыни бедным, странным, немощным и другим нуждающимся людям, по примеру Закхея, который сказал пред лицем Христа следующия слова: «се, пол имения моего, Господи, дам нищым: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею» (Лк. 19:8). Но все те, которые от расточительности и распутства приходят в крайнюю нищету, не могут надеяться получить никакой награды от Бога за нищету сию. Напротив, им надлежит принести раскаяние в расточении и неправильном употреблении своего имения. При всем том православные не должны отчуждать их от своего милосердия. А если они обратятся на путь воздержания, то не лишатся и своей награды.

 

О второй заповеди блаженства

 

Вопрос 32. Какое второе блаженство?

 

Ответ. «Блажени плачущии: яко тии утешатся» (Мф. 5:4).

 

Вопрос 33. Чему учит сие блаженство?

 

Ответ. Блаженство сие, во-первых, учит, что блаженны те православные люди, которые во все время своей жизни скорбят сердцем, и плачут о соделанных ими грехах, коими они оскорбили Бога и ближнего своего, по словам Пророка, который говорит: «приидут сынове Израилевы, тии и сынове Иудины вкупе ходяще и плачуще пойдут и Господа Бога своего взыщут» (Иер. 50:4). В сем блаженстве нимало не участвуют те люди, которые плачут, быв принуждены к тому несчастиями мирскими и земными, как-то: осужденные преступники, когда они плачут не о грехах своих, но от чрезвычайного страха наказаний, которые должны понести за свои злодеяния, или те, кои оплакивают что-либо тленное и преходящее, и сим подобные. Во-вторых, блаженство сие учит, что блаженны те люди, которые сокрушением и слезами, проливаемыми о грехах ближних своих, стараются умилостивить и примирить Бога, умоляя Его, чтобы Он даровал им покаяние, т.е. чтобы еретиков обратил к Церкви, чтобы живущих беззаконно обратил на правый путь жизни. В-третьих, сие блаженство научает, что блаженны те, которые терпят притеснения от великих и сильных мира; например, которые неправедно и безвинно лишаются своих имуществ. Находясь в таком состоянии, они не должны помышлять об отмщении, но с горестью сердца и плачем, воссылая молитвы, должны просить заступления у Бога, возлагая всю надежду свою и упование на Его милосердие, от Которого и получают утешение, что делает их истинно православными и причастниками Божественной благодати. Еще в сем блаженстве участвуют те, которые претерпевают гонения за Православную Веру и за Святую Церковь, каковы суть все Мученики и им подобные.

 

О третьей заповеди блаженства

 

Вопрос 34. Какое третье блаженство?

 

Ответ. «Блажени кротцыи: яко тии наследят землю» (Мф. 5:5).

 

Вопрос 35. Чему учит сие блаженство?

 

Ответ. Блаженство сие учит, во-первых, тому, чтобы мы являли кротость и смирение, или послушание пред Богом, пред Церковью Христовой, пред высшими себя, с охотою и усердием, без всякого отлагательства, подражая кроткому Иисусу Христу, Господу нашему. Оказывая покорность высшим себя, мы должны представлять себе, что оказываем оную Самому Христу; так же честь и уважение, которые воздаем Пресвитерам нашим, должны относить Самому Христу. Во-вторых, блаженство сие научает, что блаженны те люди, которые не наносят вреда ни одному человеку, ни у кого не отнимают чести, никого не оскорбляют, не осуждают и не оговаривают; а себя почитают людьми самыми презренными, непрестанно обвиняя жизнь свою, и добрые дела свои признавая маловажными, недостойными, даже ничего не значащими. Но и те, на коих лежит обязанность наставлять других, если от избытка сердечного чувства скажут какое-нибудь оскорбительное слово согрешившему, не в обиду или в унижение, а в духовное назидание ближнего; и таковые не только не отлучают себя от сего блаженства, но еще исполняют долг свой, по учению Апостола: «Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши» (Гал. 6:1). Если ж кто скажет, что невозможно человеку воздержаться от гнева, тот пусть знает, что он должен изливать гнев и негодование не на ближнего своего, а на диавола, который движет и наклоняет волю человека ко всякому злу. Стяжавшие сию добродетель получают в наследие обетованную землю. Они наслаждаются и в сей жизни богатством благодеяний Божиих, и в будущей надеются избыточествовать вечным веселием и благами Господа, по словам Писания: «Верую видети благая Господня на земли живых» (Пс. 26:13).

 

О четвертой заповеди блаженства

 

Вопрос 36. Какое четвертое блаженство?

 

Ответ. «Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся». (Мф. 5:6).

 

Вопрос 37. Чему учит сие блаженство?

 

Ответ. Что блаженны те люди, которые, быв неправедно обижены, не могут защищать своего права ни в каком судилище, или по благочестию своему, или по бедности, или по неспособности, или по причине отлучки, или силы противника, или по другой какой-нибудь несправедливой причине. Посему председательствующие в судебных местах и имеющие власть разбирать дела человеческие должны в совести своей обращать всякое внимание на то, чтобы бедные, вдовицы и сироты не были притеснены противозаконно и неправосудно. Писание говорит к ним: «Научитеся добро творити, взыщите суда, избавите обиди маго, судите сиру и оправдите вдовицу» (Ис. 1:17). Если же они о сем ни мало не пекутся, то угнетаемые — алчущие и жаждущие правды, получат блаженство, а судей оных постигнет гнев Божий; ибо Писание говорит: Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле (Пс. 9:38—39).

 

О пятой заповеди блаженства

 

Вопрос 38. Какое пятое блаженство?

 

Ответ. «Блажени милостивии: яко тии помиловани будут» (Мф. 5:7).


Вопрос 39. Чему учит блаженство сие?


Ответ. Учит, что блаженны те люди, которые творят дела милосердия и человеколюбия.

 

Вопрос 40. Какие дела милосердия?

 

Ответ. Дела милосердия двоякого рода: одни из них относятся к телу, другие к душе (Феоф. на 25-ю гл. Мф.).

 

Вопрос 41. Сколько дел человеколюбия, относящихся к телу?


Ответ. Семь. Первое — дать алчущему пищу, как сказал Христос: «взалкахся бо, и дасте Ми ясти» (Мф. 25:35), т.е. бедным и немощным, которые не могут пропитать себя собственными трудами. Таковую милостыню должно уделять из тех благ, которые приобретены честным образом, собственным и праведным трудом, по словам Писания: «Чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды» (Притч. 3:9). Притом должно подавать милостыню не только тем бедным, которые в большом множестве открыто просят, или которые находятся в богадельнях; но также и тем, которые по своей стыдливости не могут просить милостыни. Впрочем, надобно остерегаться, чтобы дело милосердия не сделалось известно другим людям, и не заслужило похвалу и одобрение, как Христос говорит: «Егда убо твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже лицемери творят в сонмищих и в стогнах, яко да прославятся от человек. Аминь глаголю вам, восприемлют мзду свою» (Мф. 6:2).

 

Вопрос 42. Какое второе дело милосердия?

 

Ответ. Напоить жаждущего, т.е. того, который по причине бедности и слабости своей не имеет средства утолить жажду свою. Под сими словами разумеется всякий род пития во время жажды, которую если кто утолит и одною чашею холодной воды в жаждущем, получит блаженство, по словам Спасителя нашего, Который говорит в Писании: «Иже бо аще напоит вы чашею воды во имя Мое, яко Христовы есте, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея» (Мк. 9:41). Сюда принадлежат все услуги, которые, каким бы то ни было образом оказывает кто-нибудь бедным и немощным, т.е. которые не могут снискивать нужное для себя трудом или промыслом своим.

 

Вопрос 43. Какой третий долг человеколюбия?


Ответ. Одеть нагого. Сего блаженства достигают те, которые, быв подвигнуты человеколюбивым расположением к ближнему своему, помогают ему в нужде — одевая его наготу. За сие Иисус Христос воздаст им награду в день суда и скажет: «приидите, благословенный Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25:34). Здесь разумеются не только совершенно нагие, но и те, кои хотя и имеют одежду, но такую, которая не может защитить их от стужи, или которые страждут от какого-нибудь несчастия и с большим трудом сохраняют жизнь свою по причине скудной одежды. Посему милосердный человек должен также и им явить какое-нибудь дело человеколюбия, подав им что-нибудь для одеяния, дабы они могли защищать себя от холода.

 

Вопрос 44. Какое четвертое дело милосердия?

 

Ответ. Посещать заключенных в темнице. При сем мы не должны изыскивать, за какую кто вину посажен в темницу, и кто именно тот человек, который содержится в темнице. Ибо кто бы он ни был, и за какое бы преступное дело ни ввержен был в узы, наш долг — для Христа Господа нашего, — прийти, посетить и утешить его, дабы он не впал в отчаяние.

 

Вопрос 45. Какое пятое дело милосердия?

 

Ответ. Навещать больных. Таковое дело каждый должен исполнять, не разбирая того, сродник ли болящий, домашний ли ему, друг ли, сверстник ли его. Вообще всякого больного, а особливо который лежит в больнице, или на торжище, хотя бы он был вовсе неизвестен, должен навещать сим образом: во-первых, утешать его беседою, сострадая ему сердечно в его несчастии; во-вторых, увещевать больного, чтобы он терпеливо переносил таковое свое несчастие, и чтобы принял сие посещение Божие без скорби сердца и без ропота; а напротив, устами и сердцем благословлял Бога, являющего над ним сию волю Свою, уповая крепко, что Он по человеколюбию Своему пошлет ему исцеление. Кроме того, должен советовать ему, чтобы он с сокрушенным и умиленным сердцем, исповедав грехи, которые как человек соделал, причастился Пречистым Тайнам и принял Елеосвящение, по обычаю Церкви: поелику Таинства сии весьма много содействуют не только ко спасению души, но и к здравию тела. Еще должен непрестанно молить о нем Бога, препоручить его и общим молениям всей Церкви. Даже когда больной, по бедности своей, не может объявить Церкви болезнь свою, долг милосердного человека — призвать духовного Отца его для совершения над ним надлежащих обрядов. Наконец, должен увещевать больного, чтобы он не впадал в суеверие и не прибегал к искусствам, запрещенным Церковию, т.е. чтобы не старался восстановить свое здоровье помощию волшебства и сообщения с диаволом, чрез что он более получит вреда, нежели сколько облегчения; но чтобы все свое упование и надежду возложил на милосердие Божие; да и лекарства принимал бы те только, кои составлены опытными врачами. Таковое посещение немощных делает посетителей блаженными и в сем мире, и на небесах. Если же больной будет иметь болезнь прилипчивую и даже заражен будет моровою язвою, в таком случае человек благочестивый, чтобы не подвергнуть опасности жизнь свою, должен исполнять дела милосердия посредством способных к сему людей, которые могут обращаться при таковых болезнях без вреда себе.

 

Вопрос 46. Какое шестое дело милосердия?

 

Ответ. Ввести странного в дом свой — что нужно делать с радостным лицом и сердцем. Особливо же тех странных должно принимать в доме, которые, путешествуя ко Святым местам для поклонения по обещанию своему, останавливаются для отдыха в селениях: таковы суть все Богомольцы и все бедные. Желающий наследовать сие блаженство должен по силам своим помогать им в нужде. Еще более должно оказывать гостеприимство тем, которые лежат в изнеможении на торжищах и на распутиях, испрашивая себе подаяния.

 

Вопрос 47. Какое седьмое дело милосердия?

 

Ответ. Погребать умерших. Сие дело должен каждый исполнять с готовностию. Особливо же должен заботиться о тех, которые умерли в крайней бедности — принося нужное для погребения их по обычаю Христианскому, как делал Товия (Тов. 2:1—7). Если же кто умрет из друзей или сродников; в таком случае православные и благочестивые люди, для исполнения сей обязанности, должны сопроводить тело умершего до самой могилы — с прошениями и молениями к Господу о душе скончавшегося.

 

Вопрос 48. Сколько дел милосердия, относящихся к душе, и какие они?

 

Ответ. Семь. Первое — чтобы отклонить грешника от греха и привлечь его к лучшей жизни, как свидетельствует Писание: «братие! аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его: да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов» (Иак. 5:19—20). Сей долг человеколюбия есть первый и главный, побуждающий православного к сожалению о ближнем своем: поелику имеет целию блага не временные, а вечные. Но при исполнении сего долга должно остерегаться, чтобы по неопытности не привести грешника в отчаяние, или в излишнее упование на милосердие Божие: ибо и то и другое принесет грешнику более вреда, нежели пользы. И так должно благоразумно держаться средины. Если же кто сам неспособен выполнить сию обязанность — пусть изберет другого, который имеет гораздо более опытности в сем деле. Подобным образом мы должны поступать и тогда, когда случится нам иметь дело с еретиками и раскольниками.

 

Вопрос 49. Какое второе дело духовного милосердия?

 

Ответ. Наставить неученого и невежду; сие дело надлежащим образом исполнит тот, кто научит невежду, как должно веровать в единого Триипостасного Бога. Предполагается, что он способен научить. В противном случае пусть найдет кого-нибудь разумнее и опытнее себя, дабы не сбылось сказанное, что слепой если поведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15:14; Лк. 6:39). Во-вторых, должен научить незнающего, как ему призывать Бога, и в какой молитве открывать Богу прошения свои; также научить его заповедям Божиим, показав и способ, как можно сохранить оные без труда. Наконец, сюда относится и то, чтобы стараться о доставлении сирым детям образования в науках и познаниях, дабы со временем и они соделались полезными Церкви и обществу, и молились Богу за благодетелей своих. Если будем нерадеть о сем, то необходимо должны страшиться того страшного приговора, который произнесен на раба, получившего один талант, и возвратившего оный без всякой прибыли (Мф. 25:24—30).

 

Вопрос 50. Какое третье дело духовного милосердия?

 

Ответ. Подать добрый совет имеющему нужду в нем. Сей долг исполняется тогда, когда кто людей, живущих развратно, благочестивыми и Христианскими увещеваниями и добрыми советами обращает к лучшему образу жизни. Также, когда люди подвергаются каким-нибудь прискорбным и тесным обстоятельствам и не находят средства избавиться от них; тогда должно с радостию нести к ним совет, как лекарство, дабы спасти жизнь или честь их. К сему относится еще и то, чтобы извещать ближнего об опасности, в которой находится или жизнь или честь его, и о которой он не знает; впрочем, так, чтобы между теми лицами не породить распрей, а отселе больших опасностей.

 

Вопрос 51. Какой четвертый долг духовного милосердия?

 

Ответ. Молиться Богу за ближнего своего. Сей долг человеколюбия первоначально падает на Духовных Отцев и Пресвитеров Церкви, а потом и на мирских людей. О сем довольно сказано в седьмой заповеди Церковной.

 

Вопрос 52. Какое пятое дело духовного милосердия?

 

Ответ. Утешить печального. Сия обязанность милосердия требует, чтобы мы никого не приводили в состояние гнева и жалобы на нас, и чтобы не подавали причины к печали, по словам; Апостола: «Аще возможно,еже от вас, со всеми человеки мир имейте. Не себе отмщающе, возлюбленнии, но дадите место гневу. Писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» (Рим. 12:18—19). Таковая обязанность особливо должна быть исполняема тогда, когда кто отягчен великими грехами, или опасно болен, или угнетен великою скорбию и несчастием: таковых людей должно утешать.

 

Вопрос 53. Какое шестое дело духовного милосердия?

 

Ответ. То, чтобы переносить обиды с терпением. Мы исполняем оное тогда, когда претерпеваем что-либо за Христа; в таком случае должны претерпевать с радостию: поелику Господь наш Иисус Христос претерпел за нас несравненно большие обиды, как сказано: «зане и Христос пострада по нас... да последуем стопам Его» (1 Пет . 2:21). Сверх того не должны желать зла тем, кои обижают и притесняют нас, и не должны платить злом за зло, по словам Апостола: «не воздающе зла за зло» (1 Пет .3:9) Напротив, когда мы терпим что несправедливо, должны благословлять Бога и просить у Него прощения врагам нашим.

 

Вопрос 54. Как седьмое дело духовного милосердия?

 

Ответ. Прощать погрешности, которые сделали пред нами другие. Мы тогда исполняем сие дело милосердия, когда оскорбления, нам причиненные, какого бы рода они ни были, прощаем врагам нашим, и даже молимся о прощении оскорбителя нашего? как выше сказано; прощать же мы должны не только однажды в день, но в каждый день семьею семьдесят раз, как на вопрос Петра ответствовал Спаситель наш: «не глаголю тебе: до седмь крат, но до седмъдесят крат сед мерицею» (Мф. 18:22)

 

О шестой заповеди блаженства

 

Вопрос 55. Какое шестое блаженство?

 

Ответ. «Блажени чистии сердцем: яко тии Бо га узрят» (Мф. 5:8).

 

Вопрос 56. Чему учит сие блаженство?

 

Ответ. В блаженстве сем похваляется целомудрие. Посему, кто желает видеть Бога, тот должен быть чист как телом, так и душою и всеми мыслями. Ибо нечистые помыслы оскверняют образ Божий и изгоняют из души Божественную благодать.

 

О седьмой заповеди блаженства

 

Вопрос 57. Какое седьмое блаженство?

 

Ответ. «Блажени миротворцы: яко тии сыново Божии нарекутся» (Мф. 5:9).

 

Вопрос 58. Чему учит сие блаженство?

 

Ответ. Во-первых, что те люди восхищают сие блаженство, которое каждодневно приносят Без кровные Жертвы Богу за людей, находящихся во вражде с Богом, пребывая в молитвах и пощениях, и, умилостивляя праведный Его гнев, приобретают грешникам благодать Его. Во-вторых, те, которые благоразумным и пристойным посредничеством своим искореняют между людьми взаимные их несогласия и распри и связывают их между собою любовию, из врагов делая друзьями. В-третьих, те, которые своими советами уничтожают между Царями и Правителями причины к войне для отвращения кровопролития и убийств.

 

О восьмой заповеди блаженства

 

Вопрос 59. Какое восьмое блаженство?

 

Ответ. «Блажени изгнаны правды ради: яко тех есть Царствие Небесное» (Мф. 5:10).

 

Вопрос 60. Чему учит сие блаженство?

 

Ответ. Что блаженство сие принадлежит тем, которые возвещают истину, обличая пороки и беззакония нечестивых; за что преследует их великая ненависть, так что часто они лишаются и жизни, как то потерпел Иоанн Креститель от Ирода и другие. Оно принадлежит всем Учителям Церкви, Проповедникам Евангелия, Исповедникам, которые за учение свое и спасительное наставление часто получают в награду ненависть и неблагодарность от учеников и слушателей своих.

 

О девятой заповеди блаженства


Вопрос 61. Какое девятое блаженство?

 

Ответ. «Блажени ecтe, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5:11—12)

 

Вопрос 62. Что заключается в сем блаженстве?

 

Ответ. Сим блаженством наслаждаются Апостолы, Мученики, и все те, которые бывают гонимы за Православную Кафолическую Веру, терпят обвинения, мучения, лишаются имения, чести и доходов, изгоняются из своей страны и, наконец, которые претерпевают насильственную смерть, проливая кровь свою.

 

Вопрос 63. Какое понятие должно иметь о тех делах, за которые Христос обещает блаженство?

 

Ответ. Во-первых, сии добрые дела так соединены между собою, что если кто имеет одну добродетель, в собственном и истинном смысле, тот имеет и все другие; также кто вовсе не стяжал ни одной добродетели, тот лишен и всех прочих. Во-вторых, так должно мыслить о добрых делах, о коих сказали, что исполнители оных не только на небесах насладятся вечным блаженством; но они и в сем мире, наслаждаясь временными благами по благоволению Божию, бывают блаженны, по словам Христовым: «и всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит» (Мф. 19:29). И в другом месте: «никтоже есть, иже оставил есть дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, Мене ради и Евангелиа ради: аще не приимет сторицею ныне во время сие, домов, и братий, и сестр, и отца, и матере, и чад, и сел, во изгнании, и в век грядущий живот вечный» (Мк. 10:29—30).

 

Источник: Православное исповедание или изложение Российской веры Петра Могилы. М., 1996. По изданию Синодальной Типографии 1836 года стр.93-122

24 сентября 2020   Просмотров: 4 675