Мнение. Итоги нормандской встречи, или закат солнца вручную. Олег ЦаревСмогут ли завтра граждане Донбасса, сегодня мечтающие о Новороссии или о присоединении к России, жить в такой Украине какой она стала сейчас? Ведь многие из этих людей пожертвовали всем, что у них есть, ради идеи Новороссии. Многих уже нету с нами… Смогут ли они жить в Украине, причинившей им столько горя?
Я для себя знаю ответ. И этот ответ отрицательный. В такую Украину я возвращаться не хочу.
Сейчас совершенно очевидно, что, по крайней мере Донбассом, Минские соглашения будут выполняться. Как итог — Донбасс, скорее всего, вернётся в состав Украины. Вернётся в том случае, если Украина сможет выполнить свою часть обязательств.
Проведение независимых от Украины местных выборов фактически было точкой невозврата Донбасса в движении от Украины. Один из итогов Нормандской встречи является то, что местные выборы по законам ДНР и ЛНР отложены. Формально все вопросы по Украине по отношению к России, после решения республик отложить местные выборы, сняты. Не урегулированным на сегодня остаётся лишь вопрос Крыма, по которому напряжённо работают как российские, так и западные дипломаты.
Теперь мяч на стороне Украины.
Для выполнения Минских соглашений Петру Порошенко надо, как минимум, возобновить действие закона об особом статусе Донбасса. В диалоге с республиками принять закон о местных выборах на Донбассе. Проголосовать амнистию для ополченцев и активистов Новороссии. Очень большие сомнения относительно того, сможет ли найти для этого голоса Порошенко или нет, не говоря уж о том, чтобы протащить через Раду изменения в Конституцию, касающиеся особого статуса Донбасса, требующие не простого большинства, а двух третей голосов депутатов. На все про все Порошенко выделено не более полугода. После выполнения всех условий контроль над границей будет передан Украине.
Сможет ли выполнить Украина свои обязательства по Минским соглашениям — большой вопрос. На протяжении долгого периода времени в Украине насаждали ненависть к Донбассу и ко всему русскому. Сейчас Владимир Путин в лучших традициях айкидо и дзюдо заставит Порошенко бороться с последствиями своих же действий в прошлом.
В Верховной Раде человек тридцать позиционируют себя в качестве комбатов АТО, попавших в парламент, используя риторику — война до победного конца. Украинские политологи как один пишут, что на Донбассе не настоящие украинцы, и по этой причине Донбасс принимать в состав Украины нельзя. Если раньше говорили, что цель АТО — освобождение захваченного Донбасса русскими оккупантами, то сейчас говорят о том, что цель АТО — защита Днепропетровска, Харькова и Одессы.
В стране победившей ненависти очень сложно будет начать говорить о мире.
И это была не шутка, что Порошенко предлагал Путину на Минской встрече забрать Донбасс, но ему хотелось, чтобы это было сделано не его руками.
В случае, если начать выполнять Минские соглашения, риски для Порошенко возрастают многократно. Раньше он все проблемы списывал на войну, ссылаясь на Российскую агрессию, просил денег у Запада. Теперь ему надо начинать говорить о мире, как он раньше говорил о войне. Вспомните, что произошло с Януковичем, когда он сначала ратовал за соглашение с ЕС, а потом повернулся в сторону России.
В случае поворота к миру надо что-то делать с радикалами и ветеранами АТО, которые не простят ему смену курса. Самое главное, что радикалы тоже очень хорошо понимают, что в случае смены курса их будут зачищать, и поэтому могут устроить переворот, не дожидаясь негативных для себя последствий.
Надо сказать, что расправиться с «Правым сектором»*, тербатами и др. будет очень не просто. Они прочно вросли в политические и экономические общественные отношения. С ними произошло то же, что в своё время произошло с итальянской мафией, которая до сих пор сохранила своё влияние в Италии, потому что выполняет свою функцию в Итальянском обществе. Сегодня в территориальные батальоны вступило множество криминальных элементов. Тербаты эффективней, чем государство, осуществляют защиту бизнеса. В то же время ни один рейдерский захват сегодня не обходится без них. Контрабанда, добыча янтаря, продажа без уплаты акциза алкоголя и табака, крышевание наркоторговли, игорного бизнеса и многого другого. Причём фактически они забрали крышевание этих незаконных видов деятельности у сотрудников правоохранительных органов, и делают все это дешевле и лучше их. Поэтому считаю, что власти справиться с националистическими вооруженными группами будет очень непросто.
Подорвать идеологическую платформу под русофобами можно, если бы Порошенко разрешил рассказать, кто на самом деле стрелял на Майдане. Я уже писал раньше, что все материалы о том, кто стрелял, у него уже есть, и они были приготовлены заранее для такого случая. Это бы разрушило миф о «Небесной сотне» и снизило уровень противостояния в стране. Одновременно это позволило бы навсегда расправиться с конкурентами — Турчиновым, Пашинским, Яценюком. Сейчас они все, включая Порошенко, повязаны между собой кровью. Я так понимаю, что этот сценарий тяжело реализовать. Нет гарантии, что в этом случае они в свою очередь не расскажут много интересного о Порошенко.
Теперь мировое сообщество давит на Порошенко, чтобы он выполнял Минские соглашения. Причём, исходя из того, что Виктория Нуланд приезжала в Киев и лично обеспечивала голосование в Верховной Раде изменений в Конституцию Украины, гарантирующих особый статус Донбасса, то ни у кого не возникает сомнений, что не только Россия и ЕС, но и Америка будет оказывать давление на Порошенко с тем, чтобы он выполнял взятые на себя обязательства по Минским соглашениям.
Задача перед Порошенко стоит не простая ещё потому, что одновременно с требованием выполнять Минские соглашения американские кураторы ставят перед ним задачу снижения уровня коррупции и наведения порядка в экономике. Сегодняшняя власть держится исключительно за счет вливаний с запада. А давать деньги, заранее зная, что их разворуют, никому не хочется. Поэтому вопрос о борьбе с коррупцией запад ставит очень серьёзно. Сегодня бюджет растаскивают чиновники, политики, работающие на олигархов. Начать борьбу с коррупцией по-серьёзному — это начать борьбу с олигархами. По силам ли это Порошенко? Сможет ли он бороться со своими политическими конкурентами, с радикалами, выполняя Минские соглашения, и одновременно бороться с олигархами?
Что будет с республиками то время, пока Порошенко будет бороться между нежеланием выполнять взятые обязательства по Минским соглашениям и страхом наказания от своих кураторов? Сколько ждать Порошенко, если со своей стороны он не будет ничего делать?
Цены на топливо, продукты и прочее в республиках гораздо выше московских, а зарплаты зачастую в разы меньше украинских. Долго ли протянут люди при таких зарплатах и пенсиях?
Оставаться, дожидаясь, пока закроют границу, никто не будет. Что будет с российскими добровольцами, если военных действий нет, а в Сирию не все уедут?
С каким настроением они вернутся в Россию?
По той информации, которая ко мне приходит из Киева, закон об амнистии если и примут, то с изъятиями, и большенство лидеров Донбасса не попадут под амнистию. Это подтверждённая информация. Что с ними будет и что делать остальным, если закон будет принят, а реальной амнистии не будет? Ведь в бывшей Югославии в аналогичной ситуации закон об амнистии был принят, а благодаря разным манипуляциям люди находились под арестом ещё лет десять.
Сегодняшняя ситуация очень устраивает Киев. Киев не платит бюджетникам, но тем не менее деньги в виде налогов с Донбасса поступают как по часам. Крупный бизнес платит налоги в Киев, чтобы сохранить, во-первых, хорошие отношения с Киевом, а во-вторых, потому что сертификаты происхождения, таможенные документы на экспорт им оформляет Украина.
Сколько продлится такая ситуация? Сможет и захочет ли Киев, находясь в состоянии дефолта, платить пенсионерам Донбасса?
Сможет ли вообще сохраниться такая страна Украина?
Во всем этом чрезвычайно важно, какой будет Украина, к которой будет присоединен Донбасс, в случае выполнения Киевом Минских соглашений. Будут в этой Украине сжигать живьем оппонентов, как в доме профсоюзов в Одессе, будет она такой же русофобской, как сейчас, или будет другая Украина, где всем проживающим на Украине будет комфортно? Сегодня ведь уже никто не говорит о федерализации страны или о поднятие статуса русского языка до второго государственного.
Смогут ли завтра граждане Украины, сегодня мечтающие о Новороссии или о присоединении к России, жить в такой Украине?
Олег Царев
|
14 октября 2015
Просмотров: 4 896