Политическая массовая культура и прот. Всеволод Чаплин

altСогласно сообщению «Интерфакса», о. Всеволод Чаплин предлагает обсудить участие православных в политике. Мы не будем обсуждать актуальность этого вопроса, прозвучавшего спустя месяц после - и за пять лет до ближайших выборов. Секрет популярности выступлений о. Чаплина и состоит в их праздной непрактичности, которая хорошо соответствует светским представлениям о Церкви.

По привычке выступая от имени Православной Церкви, о. Чаплин и в данном случае Америку не открывает, а воспроизводит известное клише об аполитичности Церкви при полной политической свободе выбора для членов Церкви:


Церковь позитивно воспринимает перспективу создания христианских или православных партий либо внутрипартийных групп, но не будет оказывать им эксклюзивной поддержки или давать благословения. Церковь - для всех, а не для сторонников одной политической силы.

Со всем тем, данный текст вызывает немалое удивление, если его рассмотреть внимательно. Где же эта Церковь «для всех», в которой мирно уживаются сторонники диктатуры пролетариата, прав человека, расовой гигиены и «анархии - матери порядка»? Кажется, ее еще все-таки нет, иначе это было бы чудовищной профанацией имени Христова, которое Церковь носит.

 

Ведь в обществе больше нет никаких политических сил, кроме соответствующих четырем массовым идеологиям Нового времени: марксизму, либерализму, фашизму (национал-социализму) и анархизму. Излишне говорить, что все они принципиально несовместимы с Христианством.

Правда, победа либерализма в нач. 90-х значительно нивелировала различия между идеологиями. Но к учению Церкви эта вселенская победа либерализма - или «конец истории» по Ф. Фукуяме - не имеет никакого отношения.

 

Сегодня наличествует только гностическая политика, а в ней христианам участвовать непозволительно. Мало того, существует еще и определенное принуждение к участию в такой политике, которому следует всеми способами сопротивляться, хотя такое побуждение исходит, например, от самого о. В. Чаплина.

 

Церковь не оказывает эксклюзивную поддержку той или иной политической силе,- пишет о. Чаплин. А не «эксклюзивную», или нескольким «политическим силам»? Разумеется, оказывает, особенно если под «церковью» понимать о. Чаплина, о. Макария (Маркиша) и В. Легойду.

 

Такова, так сказать, политическая реальность, что в ней сторонники обмирщения Церкви смыкаются со сторонниками гностической посюсторонней мистики. И эта реальность является вредным абсурдом, потому что идет прямо против основы веры, исповедуемой Церковью: веры в Бога-Истину, в Бога как в Верховное Благо.

 

Благоустройство человеческого общества укоренено в Боге, дающего всем просто и без упреков, от Которого исходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный (Иак. 1:5, 17). Следовательно, с христианской точки зрения общественный порядок не может являться областью соревнования мнений, хотя именно так и происходит в жизни массового человека живущего в массовом обществе.

 

Но, может быть, политическая жизнь РФ и других либерально-демократических режимов и не связана с абсолютной и неподвижной Истиной? Любопытно, но так и есть. Массовая политика совпадает не с Истиной, а с обыденной повседневной жизнью. Отсюда и происходит ощущение, что частный человек не может оставаться вне политики. Правда, в либеральных режимах эта тоталитарная составляющая менее заметна, нежели в тоталитарных, но противозаконное вовлечение человека в массовую сверхличную жизнь остается неизменным и там и там.

 

Массовый человек сам не укоренен в Истине и претерпевает разрушительные перемены в соответствии с ходом истории к ее катастрофическому концу. Для такого человека государственный строй становится предметом мнений, областью массовой культуры, как мода, спорт и т.п.

 

Так намерен ли о. Чаплин говорить о неизменной Истине, как подобает христианину, или он предлагает православным новый недостойный вид развлечения?

 

Роман Вершилло

 

Источник:  https://antimodern.wordpress.com/2012/01/13/chaplin-7/

14 января 2012 Просмотров: 5 269